+7(495) 921-22-65 (мн)

         


website clock часы на сайт

Оплата производится в рублях по курсу ЦБ+2% на день оплаты подробнее
Курс валюты: курс Доллара и Евро


Opel Astra H club


Еврейские праздники


Новости

Начало / Об Израиле / Фотогалерея / Путеводитель /

Мистика Цфата

 
 
Цфат

Если бы я был поэтом, посвятил бы этому городу балладу. Был бы я композитором - написал бы в этом Богом избранном месте скрипичный концерт. А был бы я художником, скульптором или фотографом - просто собрал бы вещички и перебрался в Цфат, в живописный квартал, населенный талантами.

Он так и называется: Квартал художников. Прохаживаешься по узким улочкам-лабиринтам, вдыхаешь бодряще-чистый воздух - и ощущаешь себя счастливым. Хочется превратиться в птицу, расправить крылья и взлететь в лазурное небо, чтобы оттуда, из заоблачных высот, насладиться земными красотами.

- Что за расписные ворота ведут в уютный дворик? - спрашиваю я своего попутчика, Зеэва Перела.

  • О, это дом Рони Бар-Эля, величайшего романтика и путешественника! - отзывается Перел.

    На первый взгляд, этот высокий статный мужчина кажется типичным обитателем Квартала художников: густые с проседью волосы стянуты в косичку. Яркие, волевые черты лица, размашистые, уверенные движения, сдобренная метафорами речь - все это свидетельствует о незаурядной натуре. Трудно поверить, но с начала 90-х Перел 10 лет занимал в Цфате пост городского головы, а расставшись с хлопотной - и крайне неблагодарной - должностью нисколько не расстроился, потому что тут же погрузился в любимое с детства дело: водит экскурсии по городу, где ему знаком каждый камень, каждый дом, каждая травинка, - и вдохновенно, взахлеб рассказывает об истории Цфата и живущих здесь людях.

    Цфат- Бар-Эль - человек удивительный, - сообщает Перел. - Он весь мир объездил, жил в Таиланде, в Европе, в Америке... Возвратясь из дальних странствий на родину, уверовал в Бога, увлекся каббалой и перебрался из Рамат-Гана в Цфат. Купил добротный светлый дом, принадлежавший семье художников. И открыл прямо у себя на вилле ресторан. Кухня Бар-Эля в высшей степени оригинальна: помесь таиландской с французской. Атмосфера в доме-ресторане - семейная: переступив порог, попадаешь в роскошную библиотеку и лишь оттуда - в просторный зал с украшенными витражами окнами и верандой, после чего приступаешь к трапезе. Впрочем, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать... Зайдем?

    Нам повезло: день сегодня будний, посетителей (по сравнению с выходными) не так уж много. Шведский стол возбуждает фантазию самого изысканного гурмана: хочется попробовать и суши, приготовленные по таиландскому рецепту, и экзотический салат из свежих овощей (изобретение французов), и лосось в чесночном соусе. На десерт мы лакомимся шоколодным тортом с лимоном, запивая его отменным кофе-эспрессо.

    Зеэв тем временем оседлал своего конька и самозабвенно излагает историю родного Цфата.

    Эстетика и духовность

    - Мистический дух Цфата известен во всем мире, - говорит мой гид, с аппетитом поглощая шампиньоны с помидорками-шерри. - В последние 10 лет Цфат превратился во всемирный центр по распространению тайного учения каббала. Им увлекаются отнюдь не только евреи, но и великое множество христиан, в том числе такие звезды, как Мадонна. В Цфате ежегодно проходят фестивали клейзмеров, здесь творят одаренные живописцы и скульпторы, поэты и композиторы. И все эти чудеса происходят в относительно небольшом (28 тысяч жителей) городке. Кстати, известно ли вам, что четверть населения Цфата составляют репатрианты из СНГ, так что по-русски здесь изъясняются повсеместно!

  • Нет, Зеэв, я слышу об этом впервые. Знал, что в Цфате, как и в любом населенном пункте Израиля, имеется российская прослойка, но не думал, что столь солидная.
  • Вот видите... Кстати, а вы-то сколько лет в Израиле?
  • Почти четырнадцать...
  • И до сих пор не бывали в Цфате?
  • Отчего же?.. Бывал. Провел однажды два дня на фестивале клейзмеров и вернулся домой в полном восторге. Больше всего меня растрогали юноши и девушки, всю ночь напролет бродившие по городу с запрокинутыми головами.
  • Ясное дело: на звезды смотрели! - восклицает Перел. - Да, звезды на нашем небосводе крупные, такие увидишь только в пустыне Негев... А известно ли вам, что Цфат - одно из древнейших иудейских поселений? В первом веке новой эры, в ходе Великого восстания против римского владычества, город был укреплен и превращен в крепость. Однако в ходе неравных боев она была захвачена и повержена крестоносцами, впоследствии также построившими здесь немало выдающихся сооружений. В 1188 году Цфат захватил Саллах Ад-Дин, но вскоре и его владычество бесславно завершилось. В тринадцатом веке город-крепость покорили мамелюки. Они сравняли с землей все постройки, возведенные крестоносцами. Тем не менее, независимо от того, кто стоял в Цфате у власти, здесь во все времена, при любых обстоятельствах существовала мощная еврейская община...

    ЦфатРаспрощавшись с гостеприимным Рони Бар-Элем, выходим на залитую лучами ласкового зимнего солнца улицу.

    - Райское место! - восклицаю я, не в силах сдержать эмоции.

  • Именно поэтому здесь в шестнадцатом веке поселились сефардские евреи, изгнанные из Испании, - подтверждает Зеэв Перел. - Сотни людей преодолели немыслимое по тем временам расстояние только ради того, чтобы остаток дней провести в Цфате. В те времена город переживал небывалый расцвет - он превратился во всемирный духовный центр иудеев. Самые светлые умы бежали сюда из Европы, пытаясь спастись от преследований инквизиции. Здесь расцвел талант ребе Ицхака Лурье-Ашкенази, сегодня известного как рав Ха-Ари. Он-то и основал в Цфате в шестнадцатом веке школу тайного мистического учения - каббалы. Здесь рав Йосеф Каро написал "Шулхан Арух" - свод нравственных норм иудеев. В 1578 году здесь была издана первая книга на языке иврит...
  • Что было дальше?
  • В конце восемнадцатого века в Цфате поселились ученики рава Бааль Шем-Това, а в девятнадцатом столетии их примеру последовали представители школы Гаона из Вильны, - говорит Зеэв Перел. - Времена были крайне тяжелые: бедность, эпидемии инфекционных болезней, невыносимые страдания. К тому же на город дважды обрушивалась стихия. Построенный на возвышенности, Цфат в 1759-м и в 1837-м годах был до основания разрушен сильнейшими землетрясениями: тысячи людей были похоронены под обломками. И дважды город возрождался из руин...

    В 1929 году по территории подмандатной Палестины прокатилась беспрецедентная волна погромов. Толпы разъяренных арабов вырезали обитателей Еврейского квартала Цфата, сожгли их дома, разворовали имущество. Но, несмотря на смертельную опасность, евреи вернулись в Цфат. Как будто манила их туда какая-то высшая, божественная сила. Правда, до провозглашения в 1948 году государства Израиль основную массу населения города составляли арабы, а Еврейский квартал располагался лишь в одной его - северной - части.

    В апреле 1948 года вооруженные отряды арабских боевиков атаковали Еврейский квартал. Бойцы ПАЛМАХа и Хаганы героически отразили эту атаку. Бои за город и освобождение Цфата - одна из самых драматических страниц Войны за независимость.

    В начале 50-х в Цфате разворачивается строительство: возводится больница, школы, гостиница. С прибытием новых репатриантов в городе появляется Квартал художников, сегодня переживающий по случаю реконструкции вторую молодость.

    - При населении в 28 тысяч человек этот город в среднем за год посещает порядка семисот-девятисот тысяч туристов, - сообщает Зеэв Перел. - Практически каждый иностранец, оказавшийся в Израиле, считает своим долгом посетить Цфат - город мудрецов и творцов, вселенский центр изобразительного искусства и каббалы.

    Квартал художников

    За разговорами время летит незаметно. Мы прохаживаемся по Еврейскому кварталу Старого города. Основную часть его обитателей составляют сефарды, в том числе известные раввины-каббалисты. В синагоге имени рабби Ицхака Абуаба хранится свиток Торы, "возраст" которого - 600 лет. В просторном зале идет молитва. Всматриваюсь в одухотворенные мужские лица - и испытываю ощущение, будто на моих глазах творится таинство...

    - Вы правы, - говорит Зеэв Перел. - Цфат - город святых и пророков. Старое кладбище - место паломничества десятков тысяч верующих евреев со всего мира. Впрочем, убедитесь в этом сами!

    ЦфатИ действительно, с холма, на котором высится древний город, открывается головокружительной красоты панорама. Окаймленное виднеющимися на горизонте синими горами, старое кладбище производит впечатление чуть не самого оживленного в этом заповедном краю места. Между каменными надгробиями снуют ортодоксы, их черные лапсердаки и шляпы отчаянно контрастируют с мягкой пастелью камня и яркой зеленью травы. Складывается впечатление, что машина времени перенесла тебя из двадцать первого века в седую старину.

    - Вечером мы посетим Всемирный центр каббалы, - обещает Зеэв, - и вы удостоверитесь, что рано или поздно все тайное становится явным.

  • До недавнего времени считалось, что изучать премудрости каббалы вправе только мужчины - женщин к мистической словесно-цифровой эквилибристике не подпускали на пушечный выстрел... - замечаю я. - Но в последнее десятилетие в группах по изучению каббалы все больше и больше прекрасных дам...
  • А почему бы нет?! - восклицает Зеэв запальчиво. - В интернете сотни сайтов предлагают широкой публике - причем по-английски и по-русски, а не только на иврите - ознакомиться с основами тайного учения и вникнуть в его суть. Предназначение каббалы - самосовершенствование, а женская половина человечества стремится стать лучше не меньше нас с вами. Основанный в Цфате Центр изучения каббалы открыт для всех. По вечерам в исполнении одаренных музыкантов там звучит удивительная музыка, проходят лекции и семинары, ведутся страстные дискуссии.

    Зеэв сдержал свое слово: когда над городом сгустились сиреневые сумерки, мы оказались в поистине волшебном, магнетическом месте - Центре изучения каббалы. В полутемном зале горели свечи, отбрасывая причудливые тени, звучала музыка - тихая и радостная...

    Каково же было мое изумление, когда в соседнем помещении я обнаружил... огромный монитор. На экране - под крайне эмоциональный рассказ жизнерадостного рава Эяля Шапиро - мелькали сделанные на иврите надписи.

    С урока каббалы, ставшей стараниями цфатских учителей одним из самых популярных в современном мире учений, я вышел новым человеком: теперь и мне хотелось стать лучше, чище, благороднее и милосерднее.

    От прохладного горного воздуха кружилась голова, дышалось легко и упоительно, на душе было светло и покойно.

    - Вы были правы, Зеэв, - сказал я Перелу. - Цфат - место уникальное, главное - с головой окунуться в его атмосферу и попытаться понять его характер.

  • Слышу речь не мальчика, а мужа! - отозвался бывший городской голова.

    Мне кажется, в тот день Зеэв был доволен собой.

    Автор: Леонид Келлер

  • .
    .
    .
    .
    .
    .
    .
    .
    .
    .
    .
    .
    .
    .
    .
    .
    .
    .
    .
    .
    .
    .
    .
    .
    .
    .
    .
    .
    .
    .
    .
    .
     
     

    © 2017 «Lemek». При перепечатке материалов ссылка на источник обязательна.

    Яндекс.Метрика